"Сохраните память о всех Предках Родов
ваших, и ваши потомки будут помнить о вас..."
Заповеди Бога Сварога.
Корни нашего рода можно проследить не далее 1860г. Большую часть сведений о жизни в д.Новая Росчесть наших родственников я записал со слов моей тети - ныне покойной Марии Тихоновны Шавловой.
Прадед Филипп Шавлов и его жена Анна жили в д. Новая Росчесть Спас-Деменского уезда (района) Смоленской волости. Спас-Деменский уезд на карте губернии появился в 1921г. И было у них 6 детей. Прадед Филипп умер от тифа видимо в 1895г. в возрасте 35 лет. Самой младшей дочери Ефимье было не более 4 лет. Прабабушка Анна, жена его, родом из деревни Стайки. И в такое сложное время она осталась вдовой с 6 детьми. Двое из детей были в то время уже взрослые- сын 18 лет и дочь 16 лет. Они помогали по хозяйству. Но все равно было трудно. И она молила Бога: «Двоих маленьких возьми, Господи!». И вот, как в наказание, после отца через год или немногим более, умирают старшие сын и дочь (видимо, тоже от тифа). Остались четверо меньших. В то время Ефимье (самой младшей) было – 5 лет, Прасковье – 6 лет, Петру - 7 лет, Тихону -15 лет. (возрасты остальных приблизительные по моим расчетам).
Чтобы попасть сегодня в деревню Новая Росчесть (или как писали раньше "Росщесть"), нужно с Варшавского шоссе свернуть налево в поселке Новоалександровский (если по Варшавскому шоссе ехать от Калуги в сторону Десногорска), проехать по открытой местности деревни Понизовье, Болтутино. Далее пешком три километра по заросшей тропе через два ручья.
В посёлке Новоалександровский проживает моя двоюродная сестра- Анна Дмитриевна и сын её Владимир Мамочкин с семьей (жена- Нина, два сына) в деревенском доме. Анна Дмитриевна, приветливая пожилая женщина, не скрывала трудности, с которыми приходится сталкиваться в жизни. Володя получил высшее образование, работал в колхозе главным инженером. Сейчас всё пришло в упадок. Зарабатывает на жизнь сбором металлолома. Дела идут неплохо- купил даже новую легковую машину.
Когда умер наш прадед Филипп и следом за ним его старшие дети, то жить стало ещё трудней. Анна (жена Филиппа, моя прабабушка) ездила на лошади по деревням и собирала, кто что даст для детей. Петра отдали в группу бродячих портных после 13 лет. Со временем Петр стал классным портным. Он был, видимо, очень способным, так как позже проявил себя и в других областях. До сих пор местные жители в округе называют место, где стояла его пасека, «пасека Шавлова». Хотя уже давно нет и деревни Новая Росчесть, нет и пасеки, нет и Петра Филипповича Шавлова, а место сохранило название. Раньше ходили по деревням не только бригады портных. Предлагали свои услуги и точильщики ножей, стекольщики, плотники, лудильщики, сборщики старья, печники, колодезники. Наверняка были и те, которые перекрывали крыши. В то время не было надежных покрытий. Крыши крыли или соломой, или дранкой. И делать это нужно было часто. Дранкой покрывали даже сами стены домов от дождя. Но это делали уже не все семьи. В низеньком доме были деревянные дощатые некрашеные полы с низким подпольем. Дом содержался в чистоте.
Дом не делился на комнаты. Сама комната, или помещение, отделялась на зоны занавесками. Для детей, для стариков, для молодых. Центральное место в помещении занимала большая русская печь. Вокруг неё и на ней все и размещались. У печки слева досками отгорожено место для молодняка – теленка. Оно напоминает будку для собак, только повыше и с плоской крышей. Его вскармливали дома в тепле вначале молозивом, а потом и молоком. Сверху над теленком тоже место не пропадало. Там обычно устраивали лежанку для детей. Низкий потолок, маленькие 3 оконца. В красном углу напротив входа, стояла икона с подвешенной лампадкой под ней, чтобы, войдя в дом сразу перекреститься и поклониться и хозяевам и Богу. В темное время помещение освещалось лучинами. Рядом стояло ведро с водой. Догорающие лучины бросали в воду. Позже появились и керосиновые лампы (семилинейная, а еще позже - и десяти линейная). В долгие зимние вечера – женщины занимались рукоделием - пряли, шили, вышивали, ткали половики, полотно для одежды. И пели. Рассказывали разные истории. Молились.
Во время войны, в августе 1942г. жителей местных деревень немцы эвакуировали (большинство) в Белоруссию. В Калужской области предполагались жестокие бои и переезд был организован то ли с целью сохранения народонаселения, то ли с целью оставить свои тылы в безопасности. Дед с бабушкой (Тихон и Ирина Алексеевна) вернулись весной в 1947 г. Марфа никуда не выезжала. Валя родилась в 1947г. после переезда. Дмитрий, отец Вали и Петра, после войны к семье не вернулся.
В XX веке в д. Новая Росчесть не было своего магазина. Поэтому все ходили пешком 3 км по полям, через два ручья в соседнюю деревню Болтутино. Входили в Болтутино в середине деревни. Там и сейчас сохранился прогон (или переулок). По нему выходили нагруженные сумками женщины, дети, мужики и шли пешком домой.
- Я всегда думала, какие несчастные люди там живут, как им приходится трудно, - рассказала пожилая женщина нам, увидев, что смотрим в сторону д.Новая Росчесть. Она живет как раз в этом доме, что в прогоне справа. Петя провел меня по прогону - вот здесь была дорога в нашу деревню. Она сейчас заросла травой выше пояса, - показывая вдаль рукой, рассказывал Петр.
Вдалеке у горизонта виднелась светло-зелёная полоска новой сосновой рощи на фоне темного елового леса. Там и стояла д.Новая Росчесть.
Рассказывает Петр Дмитриевич Шавлов (двоюродный брат):
- Вот здесь мы и ходили в школу. Летом, осенью ещё ничего. А зимой ходили в школу через раз. То мороз сильный, то заносы снежные, а то и волки. Их было в то время много. Загодя делали факелы и поджигали их, с ними и проходили. А средняя школа находилась ещё дальше, это в д. Понизовье. Всего 9 км. от дома.
Петя с Валей закончили и её. Но каково она им досталась? Два часа туда, два обратно, на уроки время не оставалось.
-Оценки нам ставили не за знания, - продолжает он. - Учителя жалели нас. Они понимали, что на второй год все равно нас оставлять нельзя - родители вообще тогда в школу не пустили бы.
- Вы что, собираетесь туда идти? И не думайте, - сказала пожилая женщина, - не дойдете, а если и дойдете, так ведь и обратно надо идти. Трава высокая, дороги нет, одни кочки, да еще две речки. Переправы все сгнили. Утопните. Да и смотреть там нечего. Все дома сгнили, погорели. Одни трубы печные торчат местами.
По этой же дорожке ходили в школу и наш отец- Володя, его братья Петр и Митя и сестры- Марфа, Мария и Вера. Они все закончили 3 класса и умели сносно писать и читать. Конечно, целую книгу прочитать им было трудно, но газеты, последние новости отец всегда читал и был в курсе всех политических событий.
В центре д.Болтутино растет огромная ветла. Её втроем не обхватишь. Эти ветлы, наверное, были в моде у помещиков. Я встречал их во многих деревнях и под Москвой, и под Петербургом. В средней полосе они в лесах не растут. Это искусственные посадки, саженцы которых привезены откуда-то с юга. Только когда это было, и кто их посадил. Может быть, во времена Екатерины II , или даже во времена Петра I , когда получило свое развитие садово-парковое обустройство усадеб.
Я помню, когда мы жили в д.Борисово, прямо напротив нашего дома росли такие же две огромные ветлы. Когда их спилили, остались огромные пни, которые мы использовали для игр.
Так, очевидно, мимо этой ветлы и ходили наши родители, деды, прадеды, прапрадеды. Она росла в то время, это совершенно точно. Колодец, из которого они пили воду после дальних переходов, также сохранился. Ряды домов сохранили свой строй, осанку и тип постройки. Даже некоторые из них покрыты дранкой. Цивилизация сюда не дошла. Время остановилось. Даже наоборот, пошло вспять. Если раньше в деревнях было развито натуральное хозяйство, но сейчас люди в деревнях живут за счет родных, зарабатывающих в городах. Скорее это можно назвать – доживают. Деревня вымирает. Молодых нет- нет работы. Новая Росчесть была первой ласточкой в этих краях. С приходом дерьмократии следующими будут сотни других. И произойдет это быстро, за несколько десятилетий.
А Римская империя умирала долго и медленно. За 500 лет население уменьшилось в 12 раз. А причины распада были те же, что и сейчас- во власть пролезли чуждые государству элементы, готовые продать и государство и народ оптом и в розницу (объяснение распада Римской империи я нашел в книге Ганса Гюнтера «Избранные работы по расологии»). Они ввели свободную продажу земли, ввозили зерно из-за границы и как следствие – разорялось местное крестьянство. Ввели службу в войсках по найму, а народ за деньги не хотел защищать Родину. Чиновники торговали государством, женщины собой. Модным стала однополая любовь. Разврат вошел в обиход императоров. Императоры Калигула и Комод содержали гаремы мальчиков, а император Виттелий сам вышел из таковых. У нас осталось в памяти, что Рим погряз в разврате, но не говорят, кто его до этого довел.
Так же и сейчас, народ задушили, как будто напустили удушливого газа в атмосферу. Ни одно поле не вспахано. Техника вся погнила, колхозы и совхозы распались. Народ вымирает. Ходит по деревне, как пришибленный. Все возделанные веками нашими предками пахотные земли зарастают. Дешевле зерно ввезти из Канады, чем вырастить у нас.
Если царь Иван Грозный, заботясь о русском человеке, издал указ, запрещающий торговать иноземцам в Москве (они должны были весь свой товар продавать оптом далеко на подступах к Москве русским купцам), то нашего русского землепашца государство не поддерживает. У него в почете не забота о русском мужике, оно радеет об общечеловеческих ценностях. Так проще и забот меньше. Как сказал Зюганов Геннадий Андреевич на последнем митинге в Москве: «Такое впечатление, что к власти пришло ликвидационное правительство». Уничтожили колхозы, совхозы, сократили пенсии - а он (мужик) ещё ходит на охоту, ловит рыбу, сажает картошку, собирает грибы и ягоды и ещё кормится! Травят мозги молодежи всякой порнухой, а она ещё сопротивляется.
Почему же наши предки поселились в такой глухой деревне? О тех родственниках, которые совершили переезд в эту местность, и откуда они взялись, у нас нет сведений.
Марфа Тихоновна, проживавшая в Спас-Деменске, была богомольной и хранила много икон. Иконы были повсюду: висели на стенах, по углам, стояли на полу, на лавках. Была очень большая деревянная икона Александра Невского, которая стояла на полу. Высотой она была с человеческий рост. Такое большое количество икон скопилось у нее, видимо, из-за того, что она спасала их из разрушенных большевиками церквей. Некоторые были обгоревшими. Две иконы подарила мне после её смерти Мария Тихоновна. Одна из них подарена крестным нашей прабабушке- Анне. Крестили раньше детей до года. Она (и Филипп тоже) родилась где-то в 1860г. или около этого. Можно поинтересоваться в сохранившихся церквях. Сейчас этот дом в Спас-Деменске, после смерти Марфы, так и остался записанным на ней. Петр и Валя не хотят оформлять дом на себя из-за больших хлопот.
Однако, если наши предки были закрепощены, и проживали там испокон веку, тогда почему больше нет никаких известий о других Шавловых, проживавших там же. Это обстоятельство может быть объяснено действовавшими в то время законами землепользования.
В те времена крестьяне могли быть куплены помещиком где-то в другом месте, или могла отойти часть отдаленной деревни в его собственность по другим соображениям и крестьяне перевезены для поселения на новое место. Возможно, это произошло при разделе наследства помещика между его детьми. Или в приданное своей дочери помещик мог выделить часть деревни.
Однако мне больше нравится следующее версия. Очень знаменательный год - 1861г. Это год крестьянского раскрепощения. Крестьяне, получив свободу от помещиков, двинулись на вольные поселения.
Царь - Освободитель, провел крестьянскую реформу, освободив 23 миллиона крестьян находившихся у 100 тысяч дворян. До этого времени они были собственностью местного помещика. То есть они и их дети и не могли свободно перемещаться. До этого выходить замуж в деревню другого помещика было запрещено, только если помещик для жениха выкупит невесту. То есть, если наши предки были крепостными, то они жили здесь испокон веку.
Историческая справка.
Царь Александр II, после проведения своих реформ был убит народовольцами подброшенной бомбой. 13 февраля 1879г. на заседании «Народной Воли» сволочи приговорили Царя к смерти. 7 раз покушались, пока не достигли цели! Они действовали по принципу- чем хуже, тем лучше, тайно добиваясь отмены единовластия. Причем после первой бомбы он остался цел и невредим. Низ кареты был обшит металлом. Он подошел к убитому мальчику. В это время негодяй бросил вторую бомбу, которая ранила его смертельно. Оторвало ступню ноги. Царь, пока везли его в карете, потерял много крови. На месте злодеяния поставлена великолепная церковь «Спас на крови» на канале Грибоедова в Санкт-Петербурге.
Тогда почему же деревня называется Новая. Когда она возникла? Почему нет других Шавловых? Нет ли какой информации в сохранившихся церквях Спас-Деменска? Все акты гражданского состояния вела Церковь. И рождение, крещение, и венчание, и смерть.
Если пойти по пути, что деревня образовалась в результате реформ Александра II , тогда можно предположить, почему в названии деревни появилось слово «Новая» и почему нет других родственников в этой деревне. Именно слово «Новая» в названии деревня говорит о внезапном, одномоментном возникновении поселения.
Кто-то из Шавловых, скорее всего это был отец Филиппа, приехал сюда на свободное поселение. И приехал не издалека, а как видно из нижеследующей справки, бывший помещик должен был наделить своих крестьян землей. Все земли в деревнях сложившихся (я имею ввиду Болтутино, Понизовье), были распределены. А здесь, на новом месте, ещё нужно было построиться к зиме. И, скорее всего, здесь и родился Филипп. Остальные дети, можно предположить, у них были «женскаго полу», которые, повыходив замуж, поменяли фамилии. Строить дом раньше помогали все родственники, да и ещё приглашали соседей. Заранее сруб подготавливали, а потом дом собирали за день. Так что родственников Филиппа надо искать поблизости от д.Новая Росчесть.
На то, что отец Филиппа пришел в д.Новая Росчесть из близлежащей местности косвенно указывает и другое обстоятельство. Лет 10 назад нашел я одного Василия Петровича Шавлова. Проживает от в Москве, встречался с ним. Пытались порыться в родословных, установить общие корни. Но Анны и Филиппа нет в общем родстве. Однако он помнит, что предки его всегда жили в Смоленской области. Когда он показал на карте, то выяснилось, что это находится всего в 40 км. по Варшавскому шоссе от д. Новая Росчесть. (точнее в 40 км. по Варшавскому шоссе от п. Новоалександровский в сторону Смоленска или Десногорска, где протекает река и по ней налево 7 км). Это совсем недалеко.
То есть, другие Шавловы обитали рядом.
1.Тихон Филиппович– это мой дед (у него 5 детей, годы жизни: 1882- 02 декабря 1958г.),
2. Петр (у него 6 детей, 1888-21.07.1963г. Захоронен в Новосибирской области, село Прямское),
3. Прасковья (родилась примерно в 1889г.р., дочь –Саша Маслобоева, бездетная).
4. Ефимья (родилась примерно в 1890 г.р., дочь её Саша Калганова, год рождения? Есть ли дети?),
5. Сын (умер в 18 лет),
6. Дочь (умерла в 16 лет),
Братья Тихон и Петр остались жить там же после женитьбы.
(Ирина Алексеевна умерла 29 июля 1967г., родилась- ???)
1. Владимир Тихонович – колодезник, (15.06.1906-1.07.1984, похоронен в Московской области, )
дети:
- Михаил Владимирович Шавлов- 26.04.1935г.р., высшее, МЭИ, образование высшее, теплоэнергетик, лауреат премии Совета Министров, Государственной премии, орден трудового Красного Знамени, орден Знак Почета и др.
Его дети:
- Оля Рощиненко 20.03.1961г.р., обр. высшее ЛГУ, дети Слава- 07.07.1991г.р. Света 12.09.1984г.р. ЛГУ + консерватория
-
Люда Артемова 17.06.1962г.р. , образование высшее, ЛГУ,
сын Юра 5.09.1990г., дочь
Наташа 3.11.1988г.р., в 2005 г.
поступила в институт на строительный факультет).
- Александр Владимирович Шавлов- образование высшее
Его дети:
- Екатерина, 3.09.79г.р., образование высшее- экономист, окончила институт с красным дип ломом,
- Настя (24.12.88г.р. учится в настоящее время в колледже в 10 классе)
2. Шавлова Марфа (бездетная, 1909г.- 2000г.), проживала по адресу: Спас-Деменск, ул. Советская, д.189. Захоронена в г. Десногорске.
3. Митя, (Дмитрий, 1911-1941г), пропал без вести в начале войны на Ленинградском фронте, жена его Фекла, умерла; дочь - Шавлова Анна Дмитриевна с сыном Мамочкин Володя (отчество, дата рождения?). Мамочкин Володя, жена Валя. Дети: Леша и Коля.
4. Мария (07.04.1917-19.10.2000), захоронена в г. Десногорске.
у неё трое детей:
- Толя (умер 7 месяцев в 1941г., захоронен в Понизовье, где Тихон и Ирина Алексеевна)
- Петр Дмитриевич Шавлов, 14.01.43г.р.,
Его дети:
- дочь Оля, 21.08.75г. рождения , муж- Ставер Сергей Владимирович, дочь – Яна 18.03.1996г.р., сын Ярик 04.05.2008г.р. Живут в Красноярске.
- Шавлов Сергей Петрович 19.02.81г.р., повар. не женат.
- Валентина Дмитриевна Назарова – водитель троллейбуса, 4.11.1947 г.р., Дети: Галя 28.12.76г.р , дочь Вика 16.08.96г.р., Шавлов Игорь (9.02.71г.р., стал бомжем и совсем спился. Дочь Люда 11.06.92г.р.)
5. Вера Тихоновна Лягина (1921 г.р., высокая, крепкого телосложения. Во время войны угнали её молодой в Германию на работы. Малоярославецкий район. Живет одна. Ходит с палочкой (2006г.).
Её дети:
-Люба, адрес: г.Обнинск, муж умер (был склонен к спиртному),
-Людмила, г.Обнинск, сын …., муж умер (также был склонен к спиртному),
-Надежда, адрес: г.Симферополь
-Василий, разбился на машине
Примечание:
Выделенным шрифтом здесь помечен продолжатель фамилии Шавлов. На других мужчинах род закончился. Так, что Сергей Петрович Шавлов, на тебя вся надежда, что ты продолжишь род Шавловых.
________________________________________ _ ___________________________________________
Филипп, Анна, Тихон, Ирина Алексеевна, все захоронены на кладбище в деревне Понизовье с краю в начале, от входа - слева у дерева. Надписей никаких нет. Все заросло. Стоит один крест. Я там был с двоюродными Валей и Петром (детьми Марии Тихоновны) в 2005г. Земля там легкая - песчаная. Все кладбище поросло сосняком.
Наш дед, Тихон, был печником, ходил все время только в лаптях. Любил детей и не позволял их бить матери- своей жене, Ирине Алексеевне. Грамоту не знал, но любую задачу мог понять и объяснить. Тихон был добрым и спокойным. После революции жили еще хорошо в родительском доме вместе с матерью Анной в д.Новая Росчесть. Они имели полное натуральное хозяйство и относились к середнякам, как сказали бы большевики. Имели 2 коровы, телят, свиней, 2 лошади. Одна из них серая в яблоках, почти слепая. Другой был вороной, молодой. Жили своим хозяйством. Имели ниву. Сеяли рожь, пшеницу, лен. Ткали полотно.
Среди их детей и Шавлов Владимир Тихонович (1906-1984гг). Он работал колодезником. Многие из той местности были колодезниками и обеспечивали водой деревни вокруг. На лето выезжали на работы и в другие области. Отец получил начальное образование 3 класса в д.Болтутино. Видимо, мой отец относился к первому поколению в нашем роду, кто умел читать и писать.
Брат Тихона, Петр Филиппович Шавлов, женился и ушел жить к жене Анисье Ефимовне в Асташево Спас-Деменского уезда. Но потом вернулись в д. Новая Росчесть, построились. Петр Филиппович организовал большое хозяйство с пасекой. Большевики всех раскулачили в 1932г. Забрали всё, что было нажито большим трудом - коров, свиней, лошадей и пасеку. Заставляли крестьян идти в колхозы. Но они не хотели. Они просили землю, за которую боролись в революцию, а у них отбирали последнее. Тогда что бы сломить людей сталинская администрация реквизировала весь собранный по осени 1932 г. урожай и ничего не оставляя людям, обрекая их на голодную смерть. Начался голод. Люди сходили с ума. Местами началось людоедство. Большевики заморили голодом 10 млн. человек!
Это фашистская акция государства против своего народа явилась причиной переезда Петра с 4 детьми в Сибирь в 1933г. к дяде по линии жены. Позже к ним поехали и мои родители. Жили они первое время у него, а потом переехали в г. Кинтереп, где прожили до 40г.
О мытарствах Петра с семьей рассказала в письме в 2006г. Надежда Петровна Шавлова, дочь Петра:
"..... Петр проживал с семьей в сельской местности, было 6 детей. Стали отца власти заставлять идти в колхоз работать в 1941г., а мама- Анисья была против и не пустила. Его (вместе с сыном Николаем) осудили на 6 мес. принудительных работ и отправили в г. Бердск Новосибирской области. А по окончанию срока, там и остался с сыном и мама остальных детей перевезла туда. Их тогда было четверо с нею, а старшие Таня и Лена уже работали. Потом и они переехали.
В Бердске мы прожили всю войну, а 1947г. переехали в Аягуз (Казахстан). Но там жили недолго и в 1948г. вернулись в Бердск. Построили землянку, а позже свой дом. Отец так и работал портным. Мама была дома с нами. Летом пас коров, зимой брал швейную машинку и ездил по деревням, шил одежду людям. На это и жили, семья большая, шестеро детей, никто не работал, только он один. Жили очень бедно, даже еды не хватало. Хозяйства никакого не было, кроме 10 кур. (Видимо, государство не давало ему возможности развернуться. Оно хотело так же, как в 1933г. уничтожить тех, кто не пошел в колхоз). Николай (сын Петра) ходил, побирался.
Добавляет Валентина Дмитриевна - жена Николая Петровича Шавлова из Приморского Края:
"....Однажды он не выплатил налоги и ему дали 6 мес. принудительных работ в г.Бердске. По отбытию он там и остался и устроился на работу в воинскую часть по пошиву шинелей солдатам. После этого они все уехали из Кинтерепа. У него был еще сын Ваня, но он умер от истощения.
.... я так полагаю сама, он был грудной, а Анисья уехала к Петру в Бердск навестить мужа и попросила одну кормящую женщину в ее отсутствие кормить грудью малыша, но видать не получилось. Мать приехала домой, а дети уже захоронили братика".
Петр Филиппович захоронен в г.Черепаново Новосибирской области (1888г-21.07.1963г.).
(жена его- Анисья Ефимовна, 1888г.-28.07.1972г.)
1. Татьяна Петровна Шульга (родилась 8 янв 1920г. в д. Новая Рощесть – умерла в 25.07.2004г. Жила в Ульяновске. Её дети и внуки живут там же). Образование - начальное.
Её дети:
- Сергей Федорович Шульга ( 22.07.1958г. Одним приказом присвоено звание майора и выход на пенсию. Работал массажистом. Убит в 03.10.1998 г. - избит до смерти милиционерами. Осталась дочь Настя Шульга, 17.03.1985г.р.
Мария Федоровна Горохова, родилась 30.10.1951г. Её сын - Сергей Горохов 24.08.1982г.р.
2. Шавлова Елена Петровна ( родилась 6 мая 1922г. в д. Новая Росчесть, жила во Владивостоке, Умерла несколько лет назад. У нее дочь Вера.
3. Сорвина Мария ( родилась 20 мая 1927г., умерла 2005г. ) в д. Асташево, жила в г.Свободный Приморского Края).
4. Шавлов Николай Петрович (родился 2 августа 1929 г. х. Ношка Спас-Деменского р-на умер 03.10.2006г., жена его - Валентина Дмитриевна).
Его сыновья:
- Шавлов Алексей Николаевич- умер в 22 апреля 2000г., своих детей не было, жил с женщиной старше его на 25 лет- у ней было двое и больше она не хотела детей). Окончил школу 10 классов. После армии работал в леспромхозе бульдозеристом. Обладал невероятной силой и ростом. Поднимал березовый пень, предварительно замоченный в воде 300 раз. Умер от внутреннего кровотечения после отравления спиртным суррогатом.
Шавлов Павел Николаевич- 27.09.1963г.р., троих детей первой жены усыновил, сейчас живут с Ириной (своей одноклассницей) с 2001г в Подольске.
Он закончил школу 11 кл (вечерняя), затем техникум Кавалеровский горный, получил специальность техник-механик по автомобилям. Работал в лесокомбинате бульдозеристом (по стопам отца) 16 лет, сразу после армии. 20 августа 2001г. Переехали в Подольск в воинскую часть (Ирина работает библиотекарем в воинской части), переводом из Приморского края. Сейчас работает в службе безопасности компании Феликс, начальник смены.
- Ваня - умер от истощения в грудном возрасте.
5. Шавлова Надежда Петровна (родилась 15 апреля 1934г. в Новосибирской области, сейчас живет вв Санкт-Петербурге.
дочь – Галина Робертовна 1964г.р., муж Олег - финансист 1967г.р. –внук – Герман 4.06.1994г.р., там же);
6. Сурева Шура (родилась в 1936г. в п. Кинтереп Новосибирской области, проживала в г.Свободный Амурская область). Она железнодорожник, окончила техникум, у нее два сына.
_____________ _ __________
Наступивший голодный 1933г. заставил всех разъехаться. К тому же моя мама не ладила со своей свекровью - Ириной Алексеевной. Мой отец с женой (Анастасией Антоновной) уехали за дядей Петей в Сибирь, где и родился мой брат Михаил в 1935г. Остальные (Тихон и Ирина Алексеевна, их дочери Мария (15-16 лет), Лена (умерла позже), Марфа и др. поехали поездом на Украину. Им там как беженцам большевики давали пайки. А украинцы голодали еще больше и косо смотрели на беженцев. Пробыли там одну зиму. Ирина уехала раньше. Нужно было купить дом. Старый совсем развалился. Все это время жила с детьми в бане. А Тихон с тремя детьми остался там на Украине. Загулял там, но дети не дали распасться семье. И вскоре по весне Тихон с детьми переехал обратно.
Мой отец рассказывал, что Иван Облеухов (кличка Взводный), проживавший в д.Болтутино, учил его колодезному делу. Он взял его в бригаду в качестве ученика. Отец ходил с ним по деревням и набирался уму-разуму. Так раньше обучали ремеслам. Видимо, учитель был хороший, так как отец мой стал самостоятельным бригадиром и поздже организовал артель (бригаду) колодезников. Взводный- это кличка, а не фамилия, т.к. во времена службы в царской России он дослужился до взводного. Поэтому когда Иван Взводный заходил к ним в дом, то всегда был почетным гостем. В д. Болтутино мы посетили его внука- Женю. Дом его находится напротив древнего колодца, расположенного посередине деревни. Над столом висит выцветший портрет Ивана Облеухова. Он напоминает деда Щукаря из Поднятой Целины. Смотрит с выцветшего портрета с улыбкой хитрых прищуренных глаз. Иван Облеухов, как рассказал Петр Дмитриевич Шавлов, был в родстве с Шавловыми. Филипп был дядей ему. То есть Тихон и Петр были двоюродными братьями с Иваном Облеуховым (взводным). То есть у Филиппа была сестра, от которой и родился Иван Облеухов. Мы привезли внуку сигареты, чай, колбасу, хлеб, консервы. Он был очень рад. Это все по инициативе Валентины. Она щедрая даже к своим очень дальним родственникам. Я только потом это понял, когда мне объяснили, что мы с ним в родстве.
Женя инвалид, но группу по инвалидности не получил. Не работает, Болит спина, ноют руки, коленки. А ведь ещё и не старый- всего 48 лет.
- пенсию не получаю совсем. Говорит он беззубым ртом. Денег нет вовсе. Жить не на что…
Ещё сравнительно недавно люди жили в д.Новая Росчесть- после войны и далее, до 1980г. Как все быстро меняется.
Дом на углу прогона, да и почти все дома в д.Болтутино остались такими же, как и 100 и 200 лет назад. Низенькими, неказистыми, вросшими в землю. Колодец в центре Болтутино был построен в незапамятные времена. Внук Ивана Взводного рассказал, что даже его дед не знал, когда был сооружен этот колодец. А деду так же рассказывали его родители, что тоже не помнили, когда его откопали. То есть и сама д.Болтутино очень древняя. Набрали мы воды из этого колодца. Вода была отменная. При небольшом уровне воды в колодце, её нельзя вычерпать. Она никогда не исчезает, даже в самые засушливые годы. В нем на глубине метров десяти из самых недр земли русской бьет живительный родник.
На прощанье пожилая женщина угостила нас зелеными яблочками.
-Приезжайте ещё по осени, здесь очень много грибов, ягод. Край благодатный.
Дорогие родственники! Напишите о себе все и о наших родственниках что у вас осталось в памяти. Не забудьте дату и место рождения, образование, чем занимались, что интересного было, фотографию, если возможно. Я все это напишу. Наверняка есть и много другого, о чем я здесь не упомянул. Каждый наш родственник достоин хотя бы одной странички. Если есть увлечения- расскажите о них. Мы должны знать духовный облик нашего Рода.
|
|
|
|
|
|